Советы инструктора по физическому
воспитанию детей
Игры с мячом для родителей и детей
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с ним весьма
популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются
самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими,
прыгучими, легкими. Однако опросы родителей за последние годы показали, что
играм с мячом уделяется мало внимания. К сожалению, не у всех детей дома есть
мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Многие
родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить им своих детей.
Игры
с мячом имеют большое значение в развитии ребенка. Они развивают:
- общую мелкую моторику (комплексы
"Разминка" и "Фокусник");
- ориентировку в пространстве
("Вправо, влево прокали, только мяч не урони", "Мячик прыгает по
мне по груди и по спине");
- фонематическое восприятие, закрепляют
правильное произношение, дифференциацию звуков ("Мяч передавай, слово
называй", "Звуковая цепочка", "Слог да слог - и будет
слово, мы в игру сыграем снова");
- грамматический строй речи, обобщают и
расширяют словарный запас ("Маме мяч бросай и животных называй (четко
фрукты называй, транспорт быстро называй) и т.д.).
Игра "Вправо, влево прокати, только мяч не
урони"
Цели: закреплять
ориентированность ребенка в правой и левой сторонах пространства, развивать
моторику рук.
Оборудование: маленькие мячи
или шарики.
* * *
Все садятся вокруг стола. Мяч
прокатывается от одного человека к другому по инструкции мамы: "Саша, кати
мяч влево (к папе).папа кати мяч вправо (к Саше). Куда надо катить мяч, чтобы
он попал ко мне?" Важно удержать мяч на столе.
Игра
"Мячик прыгает по мне - по груди и по спине"
Цель: закреплять
ориентированность ребенка в собственном теле и в пространстве (справа - слева,
впереди - сзади).
Оборудование: мячи, сшитые из
ткани, теннисные мячи.
* * *
Ребенок
выполняет задание по инструкции мамы.
Мама:
В правую руку свой мячик возьми
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка
коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой
ступне.
Да на живот - не запутаться б
мне.
Игра "Мяч передавай, слово
называй"
Цель: развивать
фонематические представления, быстроту реакции.
*
* *
Играющие выстраиваются в колонну.
У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).
Ребенок называет слово на
заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие
способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно
придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Игра "Звуковая цепочка"
Цели: развивать
фонематические представления, быстроту реакции, активизировать словарь
Родитель называет первое слово и
передает мяч ребенку. Далее мяч передается от одного игрока к другому. Конечный
звук предыдущего слова - начало следующего.
Например: весна - автобус
- слон - нос - сова...
Игра
"Слог да слог - и будет слово,мы в игру сыграем снова"
Цель: закреплять
умение добавлять слог до слова.
Родитель
говорит ребенку:
"Я произнесу первую часть слова, а ты вторую, например: са-хар,
са-ни".
Аналогично родитель бросает мяч
ребенку и говорит первый слог, ребенок ловит и бросает обратно, называя целое
слово.
Игра "Маме мяч бросай и животных
называй»
(четко фрукты называй, транспорт
быстро называй и т.д.)"
Цели: расширить
словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать внимание и
память, учить соотносить родовые и видовые понятия.
*
* *
Родитель называет обобщающее
понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч родителю, должен назвать
относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.