Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 41

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ


Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством.. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. 

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. 

Песочница является маленькой моделью окружающего мира , местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

 

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством.. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. 

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. 

Песочница является маленькой моделью окружающего мира , местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Вам знакома такая картина? Маленький карапуз одного-полутора лет от роду радостно тянет маму в сторону такой желанной песочницы, а родительница начинает его увещевать: «Ну, дорогой мой, там же грязно, там кошечки-собачки какают, ты испачкаешься! Давай лучше на качельках покатаемся?». И уводит малыша в сторону от гадкого песка.

Наверное, она просто ничего не знает о песочной терапии ― интересном и необходимом методе развития любого ребенка. Иначе бы ее реакция была несколько другой. Песочная терапия ― прекрасная возможность поиграть с любой сыпучей субстанцией (совсем необязательно это будет песок), узнать новые ощущения и заодно развить мелкую моторику рук. Хотя истинное назначение ее ― не только развитие, но и лечение больших и маленьких пациентов от различных заболеваний.

Песочная терапия основывается на теории Юнга, которая гласит, что в нашем бессознательном каждый встречающийся предмет образует некие связи. Ассоциативные. Обращаясь к этому типу терапии, мы снимаем внутреннее напряжение, повышаем уверенность в себе, раскрываем для себя новые пути развития. Так, прикасаясь к песку, мы ощущаем покой, а также вспоминаем все хорошее, что было связано с песком в детстве: кто-то ― жаркое лето и холодную речку, а кто-то ― морские камни и ракушки. А также неизменное палящее летнее солнце. Детство, беззаботность, счастье.

Песочная терапия для малышей

Наверняка вы заметили, что ваше чадо в определенный возрастной период (около года) постоянно щупает пальчиками окружающие предметы, любит перебирать мелкие камешки, мять глину или пластилин. А еще ― запускать пальцы в краску, суп, кашу, сыпучие крупы, порошок ― и все, что попадет под руку. Все это нормально и даже закономерно: ощупывая разные по составу и структуре материи, малыш учится общаться с окружающим миром. Нам, взрослым, это трудно представить, но без этого этапа он и не может перейти на новый ― этап общения с более сложными предметами: ложками, вилками, карандашами, шнурками и ключами. 

Уже в этом возрасте песочная терапия для детей способна помочь приблизить этот самый этап ― когда ваш малыш начнет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться. Возможно, она и не будет выполняться по конкретным методикам, доступным для понимания лишь подросшим детям, но даже простые игры с песком или другими сыпучими материалами окажут стопроцентно благотворный эффект.

Почему дети исследуют окружающий мир? Ведь их этому никто не учил. Видимо, такую программу в нас заложила сама природа, ведь малыши пробуют все на вкус еще в утробе матери, и продолжают это делать после рождения, но уже более осознанно. Знакомство с любым предметом происходит по некоему алгоритму. Присмотритесь к ребенку после того, как вручите ему очередную игрушку: он сожмет ее руками, попробует на вкус, повертит ручками, а затем… бросит или чем-нибудь стукнет. Увидев, как она отталкивается от других предметов, услышав, как она стучит, малыш научится с ней обращаться.

То же самое происходит и с песком. Вот ребенок набирает немного песка в ведерко, запускает в него ручки. Поднимает их над головой и выпускает из них струи песка, наслаждаясь красивым зрелищем и сосредотачиваясь на своих ощущениях, почти что медитируя. Песок нежно утекает сквозь пальчики, разлетаясь на ветру. Что может быть чудеснее?

А если добавить в ведерко воды? Ведь так образуется совершенно новая субстанция, не похожая на предыдущую: вязкая, темная, мокрая, липкая, но тоже приятная на ощупь и очень-очень интересная! Попробуйте представить удивление малыша и его восторг, когда он увидит это волшебное превращение. 

Маме, которая привыкла видеть в песочных забавах своего чада некое препятствие («Ну вот, опять испачкался!», «Ты посмотри на свои ручки ― они же все в песке!»), нужно просто заранее подготовиться. Оденьте малыша в одежду, которую будет не жалко испачкать в песке, а также в которой будет удобно передвигаться по песочнице.

Конечно, намного удобнее вам будет расположиться с малышом на пляже, где песок чист и прогрет солнцем, а воздух наполнен свежестью – речной или морской. Но и в родном дворе вполне возможна песочная терапия. Занятия можно проводить на каждой прогулке, если это будет интересно и вам, и вашему малышу.

Песочная терапия для дошкольников

Устраивать песочную терапию для дошкольников намного проще ― с одной стороны, ребенок уже не раскидывается песком, он контролирует свои движения, аккуратен и послушен. Но с другой стороны, и сложнее. Ведь именно тут начинается собственно песочная терапия как она есть.

Если у вас нет возможности ездить на пляж, или же за окном давно не лето, лучше всего будет обзавестись специальной подставкой для песка. Настоящая песочница для песочной терапии имеет размеры 49,5×72,5×7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке.

У каждого профессионального песочного терапевта обязательно есть игрушки для песочной терапии ― каждая высотой не больше 10 см. Это и люди, и животные, и растения, и транспорт, и украшения, и даже природный материал ― в общем, все, чего пожелает ваша фантазия. Идеально сюда подойдут игрушки из «Киндер-сюрпризов».

Зачем все это нужно? Для подросшего малыша работа с песком имеет уже немного другой смысл. Все, что человек создает на песке, созвучно его внутренним переживаниям. Только вот маленьким детям зачастую они непонятны. Ребенок не может высказать, сформулировать то, что его волнует. А игры с податливым материалом как раз могут в этом сильно помочь. Именно поэтому используется сегодня песочная терапия в логопедии ― в игровой форме педагогу подавать материал намного легче, как и намного легче устанавливать контакт с ребенком, легче добиться от него ответной правильной речи.

Песок и маленькие фигурки ― этого достаточно, чтобы придумывать волнующие сюжеты, проигрывать конфликтные ситуации, освобождаясь от напряжения и невысказанности. Полученный в такой простой песочнице опыт поможет малышу стать раскованнее и смелее в реальной жизни, стать успешным. Научиться понимать себя и других. Не зря стала все чаще появляться песочная терапия в детском саду ― уже и в качестве обязательного занятия.

 

Во что играть с ребенком в вашей домашней песочнице? Для начала полезно будет создавать различные композиции, прибегая к помощи игрушек. Например, «Мое настроение», «Моя семья», «Мои друзья» и так далее. Подсказывайте ребенку свои варианты, а затем мягко направляйте к тому, чтобы он слушал себя и придумывал то, чего ему хочется в данный момент. Возможно, сами вы «расшифровать» значение таких композиций до конца и не сможете, но общее настроение ребенка ― точно да.

Всем, кто хоть что-то знает об этой методике, знакомо упражнение «Песочный круг» ― это классическая песочная терапия. Обучение тонкостям терапии (и расшифровки композиций) здесь не требуется. Пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше ― и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце занятия малыш должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю.

Как и круги, украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек, ведер и так далее.

Не забывайте сами и не давайте забыть ребенку о том, что рисуете вы тут не для красоты, а для себя, для удовольствия и выражения своих мыслей и чувств. Не требуйте вообще от малыша шедевров или повторений своих рисунков ― он мыслит по-своему. Относитесь к его творчеству с уважением, и тогда он будет прибегать к помощи песочной терапии всегда, когда на душе есть невысказанное или непонятое.

Песочная игротерпаия с дошкольниками
 
Источник: Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
 

Содержание

От авторов
Часть I. Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками 
Глава 1. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук 
Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения

Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Индивидуальные игры на песке 
Групповые игры на песке 
Глава 3. ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ 
Индивидуальные игры на песке 
Групповые игры на песке 
От авторов 
Просто сыграем, как делают дети, Что "вне игры", то для них — мишура, Это сладчайшее дело на свете — Общая наша игра!
Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: "Когда начинать учить ребенка?" Одни говорят — еще в утробе матери; другие — не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, еще находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: "Кожей чувствую". Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размазать ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать "на зуб"; но главное — их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы вынуждены как заботливые родители и педагоги ставить перед ребенком череду запретов. Так, кирпичик за кирпичиком, растет и крепнет "Стена Плача", отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.
Как же сохранить связь между нашими мирами, предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы ощутить собственную силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается "семья". Все это — мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого мира.
Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок — первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребецка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но мало кто знает, как оптимально их использовать. Часто на наши вопросы "Зачем вам это нужно?", "Как вы с детьми играете в песок?" многие работники отвечают: "Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, а играть с ними специально не надо — они это делают сами". Интересно, что педагоги подошли к таинству "песочной терапии", в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх, интуитивно.
Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ло-венфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М. Ловеыфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".
Формированием концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались в основном представители юнги-анской школы, например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами и была создана система песочных игр, направленная на обучение и развитие личности в целом. Ей посвящена Часть I нашей книги, которая так и называется "Песочная игротерапия. Коррекцион-ные и развивающие игры с дошкольниками".
Часть I. Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками

Основные принципы организации игр на песке
• Создание естественной стимулирующей среды, в ко торой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.
• "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
• Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.

Что нужно для игры в песок
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
Так что же понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком "подносом" — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.
Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта".
3. "Коллекция" миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

  1. куклы-человечки;
  2. здания: дома, школы, церкви, замки;
  3. животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;
  4. машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;
  5. растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
  6. постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
  7. естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
  8. символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
  9. сказочные герои: злые и добрые;
  10. живая зелень и пр.;
  11. домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
  12. пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей "коллекции". Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из "Киндер-сюрприза", деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Первая глава Части I нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Вторая глава поведет вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.
Особое внимание уделено в книге ПРОЕКТИВНЫМ играм. Им посвящена третья глава Части I. Вы узнаете о том, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, откроете потенциальные возможности ребенка, увидите творческий полет его фантазии, шагнете вместе с ним в Мир Детства, научитесь вместе с ребенком сочинять и разыгрывать сказки.
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы и назвали предлагаемые игры ПРОЕКТИВНЫМИ.
Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить "трепет" души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: "Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли"? Язык желаний и чувств ближнего часто является иностранным даже для нас, взрослых. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свой творческий потенциал, как приоткрыть перед нами тайны своей души? Психологи скажут, что самое главное — "спроецировать" свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, ребенок расстраивается и плачет оттого, что не смог выразить то, что хотел. А вот в играх с песком все становится возможным. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка, ландшафт его души. Как это сделать, вы скоро узнаете.
Свой первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием "ковыряются" в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в лицо другим. Наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, зачастую неожиданные качества. Одни могут ужасать их, другие — радовать. Что же огорчает и озадачивает нас? Как правило, то, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается "восстановить справедливость" и "покарать" обидчика своего чада; другой уводит рыдающего малыша домой, оставляя его с чувством горечи и невысказанного протеста; третий сразу начнет учить "давать сдачи"; а кто-то поступит по принципу: "Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать". Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему.
Молодые мамы часто приходят к психологу с вопросами: "Мой сын не умеет общаться с детьми — в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?" или "Мой сын не умеет общаться с другими детьми — в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит. Что делать?" Оказывается, и "агрессор" и "тихоня" проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как сказали бы психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться.
Так что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт своего внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может ребенком и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде определенных моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Подготовка и проведение игр-сказок на песке
Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:
Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!
(А.Густышкин)
Подготовку и проведение сказочной игры можно условно разделить на семь основных этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего ребенку пройти весь путь — от предвкушения Сказки до ее счастливого завершения. На каждом из этих этапов поведение взрослого как непосредственного участника игры должно быть различным.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Средства. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие.
Стиль поведения взрослого. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.
Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями.
Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.).
Стиль поведения взрослого. Позиция "отстраненного рассказчика", доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства.
Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.
Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.).
Стиль поведения взрослого. Взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создается ситуация, вкоторой ребенок действует самостоятельно, отыгрывая в "песочном мире" свои негативные эмоции.
Этап 4. Выбор помощи.
Средства. Обращение к ребенку за помощью: "Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?.. Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны". При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

Стиль поведения взрослого. Взрослый — заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает его, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает ребенку на его потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации.
Этап 5. Борьба и победа.
Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феии волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами — восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом усиливается опыт успешной деятельности — детям благодарны все сказочные существа.
Стиль поведения взрослого. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку и доброту.
Этап 6. Утверждение победы.
Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.
Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию, и пр.
Этап 7. Выведение из игровой среды и перспектива дальнейших приключений.
Средства. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
Стиль поведения взрослого. Взрослый пытается заинтересовать ребенка, опираясь на полученный ребенком опыт успешной деятельности и закрепляя его.

Глава 1. Обучающие игры

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Как вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в^ состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
Все предлагаемые в этой главе игры могут с равным успехом применяться как виндивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
"Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте:

  1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
  2. выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
  3. "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
  5. "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Департамент образования
  • Министерство образования
  • Госуслуги
  • Я - родитель

  • Погода
    Новый Уренгой 


    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz