Департамент образования Администрации города Новый Уренгой
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Звездочка»
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
по теме «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования лего-конструкторов и образовательной робототехники»
в 2013-2014 учебном году.
В соответствие с Региональной моделью выявления, поддержки и развития одарённых детей в России имеется достаточно большой опыт организации работы с одарёнными детьми. Однако решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы, которая коренным образом изменит «творческость» и интеллектуальность, а также образованность людей. Для этого необходимы условия и средства, способствующие развитию одарённого ребёнка уже в дошкольном возрасте.
Безусловно, государство, современное общество, Ямало-Ненецкий автономный округ испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Особенно, это актуально в Ямало-Ненецком автономном округе, где добыча газа, автоматизация и техническое оснащение газодобывающей промышленности, инженерные (технические) специальности являются наиболее приоритетными. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствие с программой проекта его целью является развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования лего-конструкторов и образовательной робототехники. Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей устойчивого интереса и стремления к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством. Выявление, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей в области технического творчества.
Новизна проекта заключается:
- в разработке и организации системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования образовательной робототехники, организации работы по раннему выявлению, поддержке и развитию интеллектуально одарённых детей в области конструктивной деятельности и технического творчества;
- в разработке методических рекомендации по организации сетевого взаимодействия учреждений образования в вопросах выявления, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей, интеграции деятельности образовательных учреждений в развитии одарённых детей с научными институтами, имеющими опыт работы по данному направлению.
Общий срок реализации проекта 7 лет. Полный срок освоения программных задач в рамках реализации настоящего проекта для воспитанников составляет 3 года.
Основными задачами проекта в 2013-2014 учебном году в соответствие с поэтапной программой реализации проекта являются:
1. Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники, выявление, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей в области конструктивной деятельности и технического творчества. Создание условий для внедрения разработанной системы педагогической работы.
2. Апробация разработанной системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники, на выявление, поддержку и развитие интеллектуально одарённых детей в области конструктивной деятельности и технического творчества.
№/п |
Мероприятия, согласно плана проекта |
Сроки |
Информация о выполнении мероприятий |
1. |
Привлечение финансовых средств на реализацию проекта. Приобретение для реализации проекта современных лего-конструкторов, в том числе роботизированных |
2013-2014 уч. год |
В 2013 году с целью привлечения дополнительных финансовых средств для реализации проекта учреждение приняло участие и стало победителем 2-ух конкурсов: - Городской конкурс инновационных проектов (Грант Главы г.Новый Уренгой – 500 тыс. руб.); - Конкурс инновационных проектов в системе образования ЯНАО, номинация «Конкурс проектов образовательных учреждений «Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество дошкольного образования», (Грант – 500 тыс. руб.). На эти средства приобретены образовательные лего-конструкторы, в том числе и роботизированные, для организации образовательной деятельности с воспитанниками; также приобретена 1 интерактивная доска. В рамках бюджетного финансирования в 2014 году приобретены 3 интерактивных доски на сумму 469.500.00 руб. За дополнительные привлечённые средства в настоящее время приобретаются (документы в уполномоченном органе) 5 ноутбуков для организации образовательной деятельности с детьми. В июне, 2013 года учреждению был присвоен статус городской экспериментальной площадки по теме: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования лего-конструкторов и образовательной робототехники».
|
2. |
Обучение педагогов по профилю проекта |
2014 год |
За средства Гранта ЯНАО (100 тыс. руб.), а также дополнительные внебюджетные средства (77 тыс. руб.) организованы и проведены курсы повышения квалификации для педагогов. По направлению «Образовательная робототехника» курсы повышения квалификации в марте, 2014 прошли 15 педагогов учреждения. Кроме того педагоги других дошкольных учреждений в количестве 15 человек получили возможность прохождения курсовой подготовки на базе МБДОУ ДС ОВ «Звёздочка» |
3. |
Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники. Апробация разработанной системы работы |
2013, август- 2014, май |
В срок до сентября, 2013 года для организации образовательной деятельности с детьми в апробационной группе (группа детей старшего дошкольного возраста) была разработана технология образовательного лего-конструирования и робототехники. Разработан диагностический инструментарий для оценки эффективности деятельности по настоящему проекту. С сентября, 2013 года была организована работа по апробации разработанной технологии образовательного лего-конструирования и робототехники на старшей возрастной группе №6 (при этом группа №8 – старшая возрастная категория детей была контрольной). Запущен процесс по оценке эффективности образовательной деятельности по проекту. Перед началом апробации были, посредством соответствующих методик, а также метода интервьюирования, определены предпочтения детей и родителей в выборе деятельности для занятий детей. Запущена работа по формированию мотивации у воспитанников и их родителей к занятиям конструированием и техническим творчеством. В апреле, 2014 проведён мониторинг оценки эффективности образовательной деятельности по проекту, а также по формированию мотивации к занятиям конструированием и техническим творчеством. Результативность деятельности по проекту в приложении 1. Исходя из итогов мониторинга, мотивация воспитанников и родителей к занятиям конструктивной деятельностью в пилотной группе на 44 % выше, чем в контрольной. |
4. |
Выявление, поддержка и развитие одарённых детей в области конструктивной деятельности и технического творчества. Разработка программы дополнительного образования детей, направленной на развитие одарённости дошкольников с использованием образовательной и робототехники |
2014 год |
В ходе работы, организованной в апробационной группе, были выявлены воспитанники направленно мотивированные к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчествам, обладающие повышенными способностями, наиболее одарённые дети (27,3%). С ними была организована дополнительная работа. В срок до сентября, 2014 года завершится работа по разработке программы дополнительного образования детей, направленной на развитие одарённости дошкольников с использованием образовательной и робототехники. Данная программа будет запущена в работу в 2014-2015 учебном году. |
5. |
Организовать взаимодействие на сетевой основе учреждений образования (средняя общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования детей, ГБОУ СПО ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж»). Организация взаимодействия с научными институтами
|
В ходе реализации проекта |
Организовано взаимодействие на сетевой основе с МБОУ СОШ №17, в течение года запланированы и реализованы экскурсии в Лего-классы, способствующие процессу мотивации и непрерывного (преемственного) продолжения занятий воспитанников конструктивной деятельностью и техническим творчеством с учётом формируемых у детей и родителей интересов и предпочтений. На этапе преемственного обучения воспитанников и учащихся организована работа педагогов детского сада «Звёздочка» с педагогическим коллективом школы первой ступени обучения МБОУ СОШ №17. Работа учреждения по направлению «Образовательная робототехника» была продемонстрирована на первом Городском фестивале технического творчества «Роботенок», где наши педагоги имели возможность представить накопленный опыт работы по данному направлению не только с детьми и родителями, но также смогли презентовать возможности образовательной робототехники в групповых формах взаимодействия педагогов. Выстроена системная работа по сотрудничеству детского сада «Звёздочка» с Российской ассоциацией образовательной робототехники и Всероссийским учебно-методическим центром образовательной робототехники (г. Москва) – консультирование специалистов, обеспечение методической литературой, вопросы повышения квалификации, приобретение роботизированных лего-конструкторов, помощь в установке, выборке и использовании лего-конструкторов в образовательной деятельности.
|
Дополнительная информация.
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется в соответствии с Основной общеобразовательной программой МБДОУ ДС ОВ «Звездочка». Программа базируется на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ (интеллектуальное развитие), реализуемое посредством использования парциальной программы «Образовательное легоконструирование и робототехника» и внедрения леготехнологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения.
В этой связи, в свете внедрения ФГОС является актуальным в нашем учреждении:
- использование лего-конструкторов в качестве великолепного средства, активизирующего интеллектуальное развитие дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из различного материала, самообслуживание и элементарный бытовой труд, а также двигательная деятельность);
- применение лего-технологии в качестве одного из основных средств образовательной деятельности. Поскольку в дошкольном возрасте игра является ведущим видом детской деятельности, лего- позволяет учиться, играя и обучаться в игре;
- посредством использования лего-технологии поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а познавательная мотивация ребенка как раз и находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, формировании конструктивных способностей направленных на обнаружение нового, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения детей в школе;
- использования лего-технологии в качестве средства развивающего обучения, стимулирующего познавательную деятельность дошкольников, способствующего воспитанию социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески;
- применения лего-технологии в качестве средства объединяющего элементы игры с конструированием и экспериментированием, что активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников;
- выявление, поддержка и развитие наиболее способных и одарённых детей в области конструирования и технического творчества, дальнейшее их развитие в рамках программ дополнительного образования детей.
Внедрение лего-технологии в ДОУ происходит посредством интеграции во всех образовательных областях («Познавательной», «Речевой», «Социально-коммуникативной», «Художественно- эстетической», «Физической») как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. В лего-конструировании формирования и развития художественно-эстетических навыков легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы.
Через такую деятельность нами решается и один из важнейших аспектов образовательной деятельности – это надпредметные связи, на которые необходимо обращать внимание в связи с обновлением содержания дошкольного образования. На смену набору предметных знаний, умений и навыков пришло формирование у наших воспитанников способностей (как? и где? сможет применить?). Каждый раз перед началом занятий мы обсуждаем, что именно будем моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция, является ли она помощником человека, как ее можно применить в повседневной жизни? При этом, у дошкольников формируются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.
Благодаря такой работе, а также разработке проекта нашему учреждению был присвоен статус Городская экспериментальная площадка по теме: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования лего-конструкторов и образовательной робототехники» (июнь, 2013).
Важно отметить, что за 2013 – 2014 учебный год мы смогли привлечь финансовые средства и создать условия для внедрения лего-технологии в образовательный процесс, позволяя детям применять разнообразный конструктивный материал по своему выбору (лего-DUPLO, лего-WEDO, лего-конструктор «Первые конструкции», лего-конструктор «Первые механизмы», тематические Лего-конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные, др.).
Приобретённая учреждением в 2013-2014 учебном году, содержание этой предметно-пространственной развивающей среды должно удовлетворить потребности актуального, ближайшего и перспективного развития наших воспитанников.
Качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей зависит не только от создания условий, но и во многом, от педагогического мастерства каждого воспитателя, от его культуры и профессионализма зависит и уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им качеств.
С целью развития и повышения профессиональной компетентности наших педагогов с педагогами учреждения выстроена системная методическая работа (занятия школы профессионального роста, круглые столы, тренинги, вебинары, интернет-конференции, педагогические дискуссии, мастер-классы, тьюторские занятия, курсовая подготовка, др.).
На курсах повышения квалификации обучены 15 педагогов и 2 руководящих работника МБДОУ ДС ОВ «Звездоздочка», а также 15 педагогических и руководящих работников из 10 дошкольных образовательных учреждений города.
Применение технологии лего-конструирования и робототехники позволяют нашим педагогам внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, а дошкольникам формировать навыки работы с современными техническими средствами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Оценка эффективности апробированной образовательной лего-технологии в пилотной (апробационной) группе.
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
В сентябре, 2013 года была завершена разработка диагностического инструментария для оценки эффективности деятельности по проекту, основной целью мы ставили определение и сравнение у воспитанников пилотной и контрольной групп показателей по:
- сфомированности познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);
- развитию интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);
- сформированности коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
- сформированности произвольности, моторики и координации;
- сформированности характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);
- сформированности интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.
Для изучения эффективности деятельности, организованной в рамках проекта проведен мониторинг развития детей старшего дошкольного возраста.
- Изучая развитость умений детей в сфере сформированность познавательных (психических) процессов - мышление, воображение использовали методики «Раздели на группы», «Почини коврик», «Классификация» из сборника Е.В. Доценко, «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко);
- методики для изучения сформированности произвольности, моторики и координации - «Вырежи фигуры», «Дорисуй» (Головина Т.Н);
- сформированность характеристик одарённости - наблюдение, анализ деятельности, «Закончи рисунок» Шумакова Н.Б.;
- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством – опросник для определения склонностей ребенка на основе анкеты А.И.Савенковой, методика «Лесенка занятий».
Анализ полученных в ходе мониторинга данных позволяет выявить уровень сформированности обозначенных компетентностей у каждого ребенка и у детей группы в целом; наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
Итоги сравнительной психолого - педагогической диагностики в старшей группе №7 «Пчелки» - общеразвивающей направленности и старшей группе №6 «Фантазеры» пилотной группе по апробации внедрения лего-технологии показывают, что 97,8% детей ДОУ успешно осваивают программу ДОУ, однако:
- доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития интегративных качеств в пилотной группе на 5-6 % выше, чем в контрольной группе;
- доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных (психических) процессов в пилотной группе на 7-8 % выше, чем в контрольной группе;
- доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития коммуникативных и социальных навыков в пилотной группе на 7-8 % выше, чем в контрольной;
- доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития произвольности, моторики и координации на 6-7 % выше, в пилотной, чем в контрольной группе;
- доля детей, обладающих характеристиками одарённости на 4-5 % выше, в пилотной, чем в контрольной группе;
- доля детей, превышающих нормы абсолютного возрастного показателя по сформированности характеристик одарённости на 7-9 % больше, по сравнению с исходным показателем, в пилотной группе больше 4-5 %;
- количество детей и родителей, отдающих предпочтение занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством в пилотной группе на 44% больше, чем в контрольной.
Таким образом можно сделать вывод, что эффект от реализации разработанной лего-технологии на протяжении одного учебного года достаточно выражен. Технология, безусловно, даёт свои положительные результаты.
В 2014-2015 году данная работа будет запущена на 3 средние возрастные группы детского сада, при этом, в соответствие с договором между учреждениями, контрольные группы будут организованы в МБДОУ ДС КВ «Оленёнок».
Немаловажная роль родителей в развитии конструктивной деятельности дошкольников. В нашем детском саду в течение года проводились совместно с родителями: тематические выставки и конкурсы по лего-конструированию, дети совместно с родителями демонстрировали свои постройки на заданную тему (например, Наш любимый город, Скоро Новый год, Космическое путешествие, и др.), также презентовали свои проекты, поясняя идеи для их создания. Помимо этого для родителей проводились открытые родительские собрания, мастер-классы, на которых они могли видеть, как организуются занятия по лего-конструированию, как помочь детям в создании и программировании моделей. Родители получали консультации педагогов и сами могли предложить рекомендации по улучшению созданных вместе с детьми моделей.
Достижения воспитанников МБДОУ ДС ОВ «Звёздочка» за 2013 -2014 учебный год:
Увеличение количества детей – победителей и призеров конкурсов и соревнований различного уровня:
2013 год 2014 год
-федерального, 2 22
- -регионального, нет 2
- -муниципального 3 32
- институционального 5 72