История апробации нашей инновации
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
А нам ничего не остается и надо идти в ногу с современным обществом и его запросами. В связи с введением ФГОС и его целевыми ориентирами перед педагогами ДОУ стоит тяжелая задача выпустить грамотных детей, любознательных, активных и все это надо сделать в процессе интересном для детей, увлекательном, мотивирующем на познание и главное, в ведущей детской деятельности – игровой.
Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и инновационных технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. И мы четко понимаем, что необходима новизна и актуальность!
Командой специалистов детского сада «Звездочка» (Зам.зав по ВиМР Бешук С.А., зам.зав. Гараниной А.А., педагогом психологом Красильник Н.В.) под руководством заведующего Панской Т.В. был создан инновационный проект «Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования легоконструирования и робототехники».
Данный проект был представлен нами для защиты на двух конкурсах инновационных образовательных проектов, где одержал победу:
- Победители конкурса инновационных проектов в системе образования ЯНАО ГРАНТ 500 тыс.рублей.
- Победители конкурса инновационных образовательных проектов ГРАНТ Тюменской областной думы и Администрации города Новый Уренгой - 500 тыс.рублей.
Благодаря нашей работе и разработке проекта нашему учреждению был присвоен статус Городская экспериментальная площадка по теме: «Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконструктора и элементов робототехники» (июнь 2013)
Все это стало фундаментом внедрения нашей леготехнологии и робототехники, т.к. все мы понимаем – без соответствующей оборудованной предметно-развивающей среды невозможно внедрение нашей технологии. Благодаря нашему сотрудничеству с челябинской фирмой «Стратегия образовательных инноваций» мы смогли отработать смету и заказать все необходимое для начала нашей работы.
С начала учебного года 2013-2014 внедрение леготехнологии и роботетехники началось в пилотной группе старшего возраста(5-6) лет «Фантазеры». Это был праздник для наших детей, потому что все новое и неизведанное всегда вызывает искренний познавательный интерес, активность и желание заниматься конструированием не только в специально организованной образовательной деятельности с педагогом, но и в самостоятельной деятельности в режимных моментах, отдавая предпочтение именно данному виду деятельности и интегрируя его с другими видами деятельности: с сюжетной игрой (обыгрывание конструкций и построек), создание дополнительных элементов конструкций из бумаги, картона, природного и бросового материала (глаза, уши, хвост, окна двери, деревья), что обогащает конструктивное творчество.
Конструктивная деятельность всегда привлекательна для ребёнка и тем, что он становится творцом, проявляет свое творчество, фантазию и индивидуальность.
Да, не скрою, как методист учреждения, что педагоги группы сразу были не в восторге, так как инновации это всегда новое, неотработанное, нет готовых конспектов, надо прилагать усилия, вносить элементы собственного творчества, тратить больше времени, но совместными усилиями мы смогли наладить апробацию технологии и вывели на хороший системный уровень, ведь главное все делать в системе и получать удовлетворенность от процесса и видеть результат своей работы, глядя на увлеченно создающих конструкции детей. К тому же мы смогли реализовать и региональный компонент в рамках апробации нашей ЛЕГО-технологии, где дети совместно с родителями смогли участвовать в разработке проектов по краеведческой тематике: «Наш северный край», «Город, в котором мы живем», «Как из нашего окна елка яркая видна!» и с помощью конструктора LEGO передавать сооружения нашего города, стелу, современные объекты архитектуры, передавать особенности внешнего вида животных и птиц нашего региона, уметь моделировать фигуры людей, наших коренных жителей, в различных костюмах, их жилище, моделировать народные праздничные развлечения (ледяные фигуры, ледяные горки и т.д.)
Благодаря ГРАНТу Тюменской областной думы и Администрации города Новый Уренгой смогли обеспечить Научное руководство проекта и организовать сотрудничество с Российской Ассоциацией Образовательной Роботехники города Москвы. Методист дошкольного образования Ишмакова Марина Сергеевна помогла организовать учебно – методическое сопровождение проекта
Для сотрудников ДОУ организованы курсы повышения квалификации по теме: «Конструирование и роботехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».
Работа учреждения по направлению «Образовательное легоконструирование и робототехника» была продемонстрирована на первом Городском фестивале технического творчества «Роботенок», где наши педагоги в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений города имели возможность презентовать опыт работы и привлечь к участию по данному направлению педагогов из 11 дошкольных учреждений города. Наша деятельность в инновационном режиме развития по данному направлению была отмечена начальником Департамента образования М.О.Терещенко и все участники фестиваля были награждены почетными грамотами.
По результатам 2013-2014 учебного года можно сказать, что внедрение Лего технологии и роботехники в нашем ДОУ идет очень успешно, главное, довольны наши дети и их родители!
Наш проект расчитан на 8 лет и со следующего учебного года его внедрение будет проходить уже в трех возрастных группах (средняя, старшая и подготовительная).